Сроки проведения : 01 апреля 2009 - 17 апреля 2009 г.
Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер
Дорогие участники проекта!
Мы вновь приветствуем вас вместе с прекрасной Феей Театра и удивительной Феей Оригами. Они расскажут о том, где и как родились эти волшебные виды искусства.
Театр
Драматическое искусство зародилось в Древней Греции. Ежегодно люди пели и плясали в честь бога вина и плодородия Диониса.
Во время этого праздника толпы народа собирались послушать хор, который выступал на круглой площадке. Она называлась орхестрой.
Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия.
Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа.
Комедия - карнавальную.
Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.
Актеры выходили из постройки, называемой скеной. Скена также служила фоном при представлении, поэтому ее разрисовывали. От скены произошло современное слово «сцена».
Первая орхестра (буквально «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса.
В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию.
Передний фасад скены назывался проскений и использовался в том числе и для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.
С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.
Вид греческого театра (около 600-200 лет до н.э.)
- Алтарь – место для жертвоприношений богу Дионису
- Орхестра – танцевальная площадка
- Хор – группа актеров, исполняющая песни
- Просцениум – площадка для выступления
- Скена – передняя стенка сооружения, откуда выходили актеры
- Парод – вход, через который появлялся хор в начале спектакля
К середине XVI века профессиональные актеры, разъезжающие по ярмаркам, стали объединяться для постановок пьес в небольшие труппы. Они переезжали из одного города в другой, терпели холод и лишения.
Но вот в Англии был построен постоянный театр, назывался он «Глобус». Теперь актеры могли жить и играть в одном месте. В «Глобусе» играл сам Уильям Шекспир и писал для него пьесы.
Уильям Шекспир | Театр «Глобус» | Вид на сцену театра «Глобус» |
Здание «Глобуса» и сам театр стали знаменитыми на весь мир благодаря Шекспиру.
В здании не было крыши, поэтому спектакли шли при дневном свете или при свечах. Декораций тоже не было. Их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Дворец», «Луг».
Дом, в котором жил Шекспир | Актёр спектакля (XVIII век) |
Очень скоро (к концу XVI века) для театров стали строить специальные здания. Затем сцену отделили от зрительного зала портальной аркой. Первый такой театр, под крышей, был построен в итальянском городе Парме. Сцену стали освещать люстры со свечами. Еще для того, чтобы быстро менять декорации, итальянцы придумали передвижные кулисы из разрисованных холстов. С их помощью было несложно менять декорации: лес, превратить в роскошный замок. Эта система была очень удобна, и скоро ею стали пользоваться везде.
Задания Феи Театра:
1. Подпишите основные составляющие устройства сцены и зрительного зала, дайте им краткое определение
Устройство сцены | Устройство зрительного зала в театре |
2. Назовите произведения Римского-Корсакова, к которым были изготовлены эти декорации
1. | 2. |
3. | 4. |
5. |
3. Создайте свои декорации к одной из музыкальных сказок Римского-Корсакова в интересующей вас технике (аппликация, живопись, бумагопластика, оригами и т.д.) с использованием любого материала
Оригами
История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, родиной искусства складывания стала Япония. Быть может в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» - «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь смежду религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»).
Со временем умение складывать стало в Японии одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.
Задание Феи Оригами.
Но прежде познакомьтесь с азбукой оригами (см. файл azbyka.rar (191 Кб))
По предложенным схемам оригами (см. файл schema.rar (383 Кб)) изготовьте три фигурки к выбранной вами сказке. Одни и те же схемы могут быть взяты за основу при изготовлении персонажей разных сказок.
Подумайте, как Снегурочка может превратиться в прекрасную царевну и Шехерезаду, дедушка - в юного Леля, Садко или Синдбада-морехода, Дед Мороз - в царя, плоскодонка - в парусный корабль, а дом может стать царским дворцом?
Проявите творчество и фантазию!
Если сюжет сказки требует большего количества персонажей, то их можно выполнить, как и декорации, в любой технике с использованием любого материала
Критерии оценивания:
- за каждую правильную подпись и объяснение устройства зрительного зала и сцены - 1 балл,
- за каждое правильно названное произведение к декорациям - 1 балл,
- умение складывать в технике оригами (сложность исполнения - до 3 баллов за фигурку, творческий подход в интерпретации предложенных схем - до 3 баллов за схему)
- выполнение декораций (сложность техники выполнения - до 3 баллов, цветовое решение - до 2 баллов),
- композиционное решение (соответствие декораций и расположения героев выбранному эпизоду, уместность выбранного дополнительного материала -
до 3 баллов).
Максимальное количество баллов:
8 баллов - устройство зала и сцены
5 баллов - подписи к декорациям
18 баллов - герои из оригами
5 баллов - декорации
3 балла - композиция
39 баллов
Расположите героев и декорации вашей сказки на созданной вами сцене. Сфотографируйте их и пришлите нам.
Можно показать процесс создания декораций и героев - творчество приветствуется.
Технические требования к пересылаемым работам:
Работы высылаются по адресу: dod-omsk@yandex.ru
В теме письма указать "Сказочник_номер этапа_номер учебного заведения"
1. Работа оформляются в виде:
- текстового документа или презентаций;
На первом слайде (строке), обязательно указать образовательное учреждение, класс, название команды.
2. Участники проекта проверяют свои работы на вирусы, архивируют.
3. Имена файлов и соответствующего архива должны совпадать и состоять из номера (названия) тура, образовательного учреждения, класса, названия команды.
4. Объем пересылаемых файлов не должен превышать 1,5 Мб.