Пятый этап "За кулисами театра"

Сроки проведения : 01 апреля 2009 - 17 апреля 2009 г.

Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге.
Вольтер

Дорогие участники проекта!

Мы вновь приветствуем вас вместе с прекрасной Феей Театра и удивительной Феей Оригами. Они расскажут о том, где и как родились эти волшебные виды искусства.

Театр

Драматическое искусство зародилось в Древней Греции. Ежегодно люди пели и плясали в честь бога вина и плодородия Диониса.

Во время этого праздника толпы народа собирались послушать хор, который выступал на круглой площадке. Она называлась орхестрой.

Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия.

Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа.

Комедия - карнавальную.

Сатировская драма представлялась средним жанром. Веселый игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий.

Актеры выходили из постройки, называемой скеной. Скена также служила фоном при представлении, поэтому ее разрисовывали. От скены произошло современное слово «сцена».

Первая орхестра (буквально «место для плясок») появилась в VI веке до н. э. в Афинах и предназначалась для представления дифирамбов - сценических гимнов в честь бога Диониса.

В V веке сам принцип строительства театрального здания постепенно усложняется. За орхестрой, напротив театрона повсеместно появляется задняя палатка-скена для переодевания актёров, которая позже превращается в достаточно сложную архитектурную конструкцию.

Передний фасад скены назывался проскений и использовался в том числе и для крепления декораций, изобретённых, по античным свидетельствам, Софоклом. Декорации рисовались на досках и полотнах и крепились между колоннами проскения; проскений мог и отступать от скены и тогда представлял собой дополнительную сменную стенку перед задней палаткой.

С V века скена ограничивается по бокам башнями-параскениями, усиливавшими резонанс и улучшающими акустику амфитеатра.

Вид греческого театра (около 600-200 лет до н.э.)

  1. Алтарь – место для жертвоприношений богу Дионису
  2. Орхестра – танцевальная площадка
  3. Хор – группа актеров, исполняющая песни
  4. Просцениум – площадка для выступления
  5. Скена – передняя стенка сооружения, откуда выходили актеры
  6. Парод – вход, через который появлялся хор в начале спектакля

К середине XVI века профессиональные актеры, разъезжающие по ярмаркам, стали объединяться для постановок пьес в небольшие труппы. Они переезжали из одного города в другой, терпели холод и лишения.

Но вот в Англии был построен постоянный театр, назывался он «Глобус». Теперь актеры могли жить и играть в одном месте. В «Глобусе» играл сам Уильям Шекспир и писал для него пьесы.

Уильям Шекспир Театр «Глобус» Вид на сцену театра «Глобус»

Здание «Глобуса» и сам театр стали знаменитыми на весь мир благодаря Шекспиру.

В здании не было крыши, поэтому спектакли шли при дневном свете или при свечах. Декораций тоже не было. Их заменяли таблички с надписями: «Лес», «Дворец», «Луг».

Дом, в котором жил Шекспир Актёр спектакля (XVIII век)

Очень скоро (к концу XVI века) для театров стали строить специальные здания. Затем сцену отделили от зрительного зала портальной аркой. Первый такой театр, под крышей, был построен в итальянском городе Парме. Сцену стали освещать люстры со свечами. Еще для того, чтобы быстро менять декорации, итальянцы придумали передвижные кулисы из разрисованных холстов. С их помощью было несложно менять декорации: лес, превратить в роскошный замок. Эта система была очень удобна, и скоро ею стали пользоваться везде.


Задания Феи Театра:

1. Подпишите основные составляющие устройства сцены и зрительного зала, дайте им краткое определение

Устройство сцены Устройство зрительного зала в театре

2. Назовите произведения Римского-Корсакова, к которым были изготовлены эти декорации

1. 2.
3. 4.
5.

3. Создайте свои декорации к одной из музыкальных сказок Римского-Корсакова в интересующей вас технике (аппликация, живопись, бумагопластика, оригами и т.д.) с использованием любого материала

Оригами

История возникновения оригами уходит своими корнями в глубокую древность и неразрывно связана с появлением технологии изготовления самой бумаги. Бумага была известна китайцам задолго до нашей эры. Несмотря на то, что бумага была изобретена в Китае, родиной искусства складывания стала Япония. Быть может в этом сыграло немаловажную роль сходство звучания японских слов «бумага» и «Бог» - «Ками». Тем самым у японцев возникла некая мистическая связь смежду религиозными ритуалами и изделиями из сложенной бумаги («ори-ками»).

Со временем умение складывать стало в Японии одним из признаков хорошего образования и изысканных манер. Различные знатные семьи использовали фигурки оригами как герб и печать. Во второй половине 19 века Япония широко открыла двери остальному миру; европейцы начали знакомиться с классическими фигурками, выполненными в технике оригами.

Задание Феи Оригами.

Но прежде познакомьтесь с азбукой оригами (см. файл azbyka.rar (191 Кб))

По предложенным схемам оригами (см. файл schema.rar (383 Кб)) изготовьте три фигурки к выбранной вами сказке. Одни и те же схемы могут быть взяты за основу при изготовлении персонажей разных сказок.

Подумайте, как Снегурочка может превратиться в прекрасную царевну и Шехерезаду, дедушка - в юного Леля, Садко или Синдбада-морехода, Дед Мороз - в царя, плоскодонка - в парусный корабль, а дом может стать царским дворцом?

Проявите творчество и фантазию!

Если сюжет сказки требует большего количества персонажей, то их можно выполнить, как и декорации, в любой технике с использованием любого материала

Критерии оценивания:
- за каждую правильную подпись и объяснение устройства зрительного зала и сцены - 1 балл,
- за каждое правильно названное произведение к декорациям - 1 балл,
- умение складывать в технике оригами (сложность исполнения - до 3 баллов за фигурку, творческий подход в интерпретации предложенных схем - до 3 баллов за схему)
- выполнение декораций (сложность техники выполнения - до 3 баллов, цветовое решение - до 2 баллов),
- композиционное решение (соответствие декораций и расположения героев выбранному эпизоду, уместность выбранного дополнительного материала - до 3 баллов).

Максимальное количество баллов:
8 баллов - устройство зала и сцены
5 баллов - подписи к декорациям
18 баллов - герои из оригами
5 баллов - декорации
3 балла - композиция

39 баллов

Расположите героев и декорации вашей сказки на созданной вами сцене. Сфотографируйте их и пришлите нам.

Можно показать процесс создания декораций и героев - творчество приветствуется.

Технические требования к пересылаемым работам:
Работы высылаются по адресу: dod-omsk@yandex.ru

В теме письма указать "Сказочник_номер этапа_номер учебного заведения"
1. Работа оформляются в виде:
- текстового документа или презентаций;
На первом слайде (строке), обязательно указать образовательное учреждение, класс, название команды.
2. Участники проекта проверяют свои работы на вирусы, архивируют.
3. Имена файлов и соответствующего архива должны совпадать и состоять из номера (названия) тура, образовательного учреждения, класса, названия команды.
4. Объем пересылаемых файлов не должен превышать 1,5 Мб.

Вернуться на главную страницу ...
Вернуться на главную