ДООМ "Оригами и геометрия"-2015
Инструкция к Обучающему этапу.
Здравствуйте, дорогие друзья!
Цель:
познакомить команды с типологией заданий, отработать
внутри команды механизмы поиска и обработки информации
(индивидуальная, групповая работа).
1) Обучающий тур рекомендуется провести в течение двух-трех занятий.
- На первом занятии под руководством учителя каждый участник по предложенным схемам (1-15) складывает свой набор многоугольников
- На втором занятии дети под руководством учителя проводят исследование, в результате которого на основе выявленных признаков дают определения многоугольникам.
Исследование рекомендуется проводить по следующему плану
- Рассмотреть многоугольники. Есть ли среди них знакомые вам? Как они называются? Почему они так называются?
- Внимательно рассмотрите многоугольники и разделите их на три группы (по количеству углов - треугольники, четырехугольники и все остальные…).
- Рассмотрите первую группу многоугольников (треугольники):
- Каждый треугольник имеет вершины (сколько их?), стороны (сколько их?), углы (сколько их?)
- Вершина. Что можно о ней рассказать? Какая она?
- Сторона. Какая она? Угол? Какой он?
- (При рассмотрении каждого понятия, пальчиками продемонстрировать на многоугольнике и дать характеристику: какая она на ощупь, на взгляд… на что похожа..
Например: вершина –колючая, сторона острая как лезвие…
Сторона – прямая дорожка между двух соседних вершин..)
- Вершина. Общеславянское слово индоевропейского характера. Образовано от той же основы, что и греческое слово «орос» - «гора».
Первичное значение – «то, что возвышается». До конца XIX в. В русских учебниках геометрии «вершиной» треугольника называлась только та,
которая была действительно вверху и только в последнее десятилетие XIX в. «вершиной» становится любая вершина треугольника.
- Вершина угла – это точка пересечения двух прямых, образующих угол.
- Обратите внимание на все многоугольники первой группы. Чем они отличаются друг от друга? (разные по размеру стороны
и разные углы ). Что у них общего? (количество сторон, углов, вершин.)
- Вывод. у всех треугольников есть общие признаки (количество сторон, углов и вершин),
но в зависимости от размеров сторон и углов треугольники бывают разные.
Обратите внимание на правильное написание слов «треугольник», «вершина», «сторона», «угол».
- Рассмотрим вторую группу многоугольников (четырехугольники)
- Каждый четырехугольник имеет вершины (сколько их?), стороны (сколько их?), углы (сколько их?). Как вы думаете, почему они так называются? Какие многоугольники в этой группе для вас знакомы? (прямоугольник, квадрат и ромб)
- Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.
- Квадрат. Термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова «квадратус» -
«четырехугольный». Квадрат – это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны.
- Квадрат является прямоугольником? Почему? (это четырехугольник, у которого углы прямые). А прямоугольник можно назвать квадратом?
(нет, не всегда, у него могут быть не равны стороны)
- Ромб. Одни считают, что этот термин произошел от греческого слова «ромбос», означающего «бубен»,
т.к ромб похож на четырехугольный бубен, другие – от греческого слова «ромб», которое означает «вращающееся тело», «веретено», т.к. сечение в обмотоном веретене имеет форму ромба.
- Если соединить противоположные вершины, то эта дорожка будет ли стороной четырехугольника? (диагональ)
- Диагональ. Термин состоит из греческих слов «диа» - «через» и «гон» - «угол». Буквальное значение слова – «проходящая через угол».
- Диагональ многоугольника – это отрезок, соединяющий две вершины многоугольника, не принадлежащие одной стороне.
- Можно ли провести в треугольнике диагональ? (нет, так как нет противоположных углов)
- Рассмотрим третью группу многоугольников (пятиугольники, шестиугольники…)
- Каждый многоугольник этой группы имеет вершины (сколько их?), стороны (сколько их?), углы (сколько их?). На какие группы можно разделить этот набор многоугольников?
(в зависимости от количества углов). Как называются эти многоугольники? (пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники)
-
Вывод.
Названия многоугольников происходит от количества углов
(треугольники, четырехугольники, пятиугольники, шестиугольники…).
В любом многоугольнике количество вершин равно количеству сторон и количеству углов.
Некоторые четырехугольники имеют не одно название (квадрат, прямоугольник, ромб)
- Выберите из всех групп многоугольники, у которых все стороны и углы равны. Как это сделать? (с помощью сгибов сравните стороны и углы)
Такие многоугольники называются правильными.
- Рассмотрите фотографии в фотоальбоме. Найдите многоугольники на паркетах и скажите, как они называются?
- Найдите многоугольники в вашем доме, в классе, на улице, на зданиях. Рассмотрите их внимательно и запишите названия тех многоугольников, какие вы увидели.
- Проверьте себя, правильно ли вы пишете названия многоугольников и их элементов.
- Посмотрите на фотографиях образцы орнаментов, сложите свои орнаменты из любых многоугольников и предложите, для украшения чего их можно применить. Для орнамента можно использовать бабочку или орнамент (схема 16-17).
** Творческий подход к проведению обучающего этапа в
своей команде (например, в виде игры и тому подобное) не возбраняется, а даже наоборот, поощряется.
Учителю:
- Беседу с детьми лучше вести на обычном разговорном уровне, избегая лишних (в данный момент) математических терминов.
- Предоставьте детям полное право самим делать открытия. Целенаправленный диалог учителя с учениками приведет к тому, что все основные геометрические термины, которые рассматриваются в данный момент, будут названы учащимися. Нужно только выслушать все ответы, обратить внимание на характеристики, которые дают дети, потом всем вместе отредактировать их.
2) Команда пишет отчет о проделанной работе. В нем надо кратко описать:
- как именно в вашей команде (школе) проходил обучающий тур,
- какие трудности возникли при складывании геометрических фигур, почему?
- трудно или легко было найти признаки, по которым геометрические фигуры вы разбили на группы?
- как часто вы обращались за помощью к учителю?
- опишите характеристики, которые вы дали основным понятиям геометрических фигур (вершине, стороне, углу) на ощупь, на взгляд.
- появилось ли у вас желание поделиться своими открытиями с одноклассниками?
- опишите свои впечатления от работы на обучающем этапе, и еще все то, что захочется сказать по поводу этого этапа.
3) Требования к оформлению письма с отчетом:
Отчет посылается в лист рассылки на адрес doom-origami@googlegroups.com
- Тема письма должна выглядеть так: тема: id XXX otchet YYY
где XXX - трехзначная цифра id команды, YYY - название команды
Например, тема: id 003 otchet Тетрик
- Тело письма:
1-я строка: id команды, название команды.
2-я строка: Отчет по обучающему этапу ДООМ «Оригами и геометрия»- 2013.
3-я строка: имя, отчество и фамилия руководителя команды.
4-я строка: отчет команды (см. п. 2)
- Предпоследняя строка (условно, 5 строка): прямой URL на текст отчета
команды, если есть желание разместить его на вашей школьной страничке
(необязательно).
-
Последняя строка: подпись (минимально-обязательная часть) - Название
команды, ХХХ, где XXХ – трехзначная цифра id команды,
Например: Тетрик, id 003.
Так же в подписи может быть еще что-то - все по-разному подписываются...
4) ВАЖНЫЕ примечания:
- Размер вашего письма не должен превышать 1,5 Мб
- Формат письма - только текст.
Пожалуйста, проверяйте настройки ваших почтовых клиентов, чтобы не
терять баллы из-за глупых ошибок и невнимательности.
- Никаких вложений (аттачментов) и html-оформления в лист рассылки не высылайте.
Если вы хотите оформить свой отчет красиво, сделайте веб-версию и разместите на своей страничке, в письме же укажите только URL.
5) Сроки:
К выполнению заданий можно приступить немедленно :)
С 27.02 - 15.03 идет самопроверка выполнения заданий.
15.03.2015 необходимо выслать свой отчет.
Оценивание работы команд будет проходить в то время,
когда вы будете выполнять задания творческого этапа.
6) Поощрения:
За соответствия требований к оформлению письма:
правильное написание темы письма с отчетом - 5 баллов
1, 2, 3 строки - по 5 баллов
4 строка: за соответствие плану отчета: информация по каждому
предложенному пункту - 10 баллов
5(условно) строка: оформление отчета в виде веб-странички, т.е.
наличие прямого URL - 10 баллов. Кроме того, организаторы оставляют за собой право
добавить до 20 баллов за особые творческие озарения команды.
6 строка (подпись) - 5 баллов
За нарушения требований (пп. а-г "ВАЖНЫХ примечаний") баллы вычитаются